ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу от 31.08.2022г №145-Р ПЛАН по развитию и модернизации библиотеки ГБОУ «Кадетская школа-интернат №3» Минпросвещения КБР, в том числе в части комплектования, сохранности фондов и усовершенствования материально-технической базы на 2022 - 2027гг. Пояснительная записка Библиотека кадетской школы - интерната №3 является социальным институтом, защищающим детское чтение и права детей на свободный, полный доступ к информации, специализированное библиотечное обслуживание, прививающее кадетам навыки грамотности чтения, непрерывного самообразования, получение удовольствия от чтения. Учреждение сочетает стили традиционной библиотеки с информационным, образовательным, интеллектуальным, культурно-досуговым центром, а также творческой мастерской и литературно-музыкальным салоном. Вся деятельность библиотеки в 2023 - 2027гг. будет ориентирована на реализацию основных положений федеральных, региональных нормативноправовых актов, оказывающих влияние на деятельность библиотеки, а также на объявленные Президентом и Правительством Российской Федерации, международными организациями мероприятия по проведению десятилетий, юбилеев, праздников. Среди них: Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от13 марта 2021 г. № 608-р); «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р); «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р); Государственная программа Кабардино- Балкарской Республики «Культура Кабардино-Балкарии» (Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2013 года N 256-ПП с изменениями на 2 ноября 2020 года); Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства (2018-2027 годы). Основное направление деятельности библиотеки - патриотическое воспитание и формирование гражданской активности, которое включает в себя: - воспитание любви и преданности к своему Отечеству; - воспитание гордости за принадлежность к великому народу; - воспитание уважения к литературному и историческому наследию России. Вся деятельность библиотеки направлена на то, чтобы путем реализации основных направлений своей работы не допустить кризиса детского чтения, поднять его статус, привить к нему вкус, поддержать положительное отношение к чтению у кадет. Работа с кадетами будет определяться набором мероприятий, главной целью которых является стимулирование у наших воспитанников интереса к чтению, формирование устойчивой привычки обращаться к книге, оказание помощи в развитии творческих и интеллектуальных способностей читателей. Цели, задачи и направления модернизации библиотеки Основная цель развития библиотеки – создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания…, оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей школы, воспитание и закрепление у школьников привычки к чтению, руководства чтением, желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни, содействие и помощь в развитии творческих способностей детей, формировании духовно богатой, нравственно здоровой личности, реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся, учителей с использованием, как собственных ресурсов, так и ресурсов других библиотек и систем. Для того чтобы реализовать эти цели предполагается решить следующиезадачи: o Обеспечивать учебный процесс путем информационного обслуживания кадет, педагогического коллектива, родителей. o Повышать эффективность воспитательного воздействия на подрастающее поколение, неотделимого от образовательных задач и концепции кадетской школы-интерната. o Воспитывать потребность в чтении с учетом культурных и языковых особенностей кадет. Развивать у воспитанников мотивацию и интерес к чтению. Формировать навыки независимого библиотечного пользователя. o Удовлетворять информационные потребности старшеклассников, родителей, педагогов в вопросах профориентации. Способствовать личностно-ориентированной помощи в выявлении, развитии способностей и познавательных интересов кадет при выборе профессии военнослужащего. o 0казывать методическую, консультационную помощь педагогам в получении информации, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей кадет. Посредством книги помогать семье в воспитании духовной, интеллектуальной, дисциплинированной, самостоятельной личности. o Развивать и расширять сотрудничество с учреждениями системы образования, культуры, детскими и молодежными организациями Терского района, республики в целом. o Совершенствование библиотечных технологий. o Дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка педагогической информации, формирование и пополнение электронного каталога; o Дальнейшее комплектование фонда, формирование медиацентра. Основные направления модернизации 1. PR - деятельность библиотеки. Привлечение кадет к чтению. 2. Информационное сопровождение учебного процесса. 3. Героико-патриотическое воспитание. 4. Правовое просвещение детей. 5. Нравственно-эстетическое развитие личности. 6. Воспитание любви к родному краю. 7. Профориентационная работа. 8. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Анализ текущего состояния библиотеки Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений кадетской школы, которое обеспечивает информацией учебный, научноисследовательский и культурно просветительский процессы школы. Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями, произошедшими в обществе. В настоящее время информационнобиблиотечное обслуживание в ОУ перестает быть только приложением к различным образовательным программам. С его помощью каждому пользователю предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для изучения избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять кругозор. Компьютеризация библиотеки способствует решению этих проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией. Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются: • динамичное развитие школы, расширение области исследований; • внедрение профильной и дистанционной систем обучения; • акцент на самостоятельную работу учеников; • активное внедрение компьютерных технологий; • увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки в рамках модернизации является внедрение новых информационнокоммуникационных технологий. Цель данной деятельности - повышение эффективности работы библиотеки. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач: • Повышение е квалификации библиотекаря; • Повышение интереса читателей; • Расширение материально-технической базы библиотеки; ■ Мониторинг деятельности Основные направления деятельности: формирование фонда в соответствии с реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ФГОС; внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты, разрабатываемые школой; пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность библиотеки в соответствии с Уставом и задачами школы; расширение объема ресурсного обеспечения библиотечноинформационных услуг на основе внедрения информационнокоммуникационных технологий; выделение в статьях сметы школы отдельных строк на финансирование деятельности библиотеки; закрепление в Устав школы обязанность учредителя гарантированно осуществлять обновление фонда художественной литературой; переподготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, совершенствование управления библиотекой; школьная библиотека - это информационный центр школы для свободного доступа как кадет, так и педагогов к информационным (образовательным) ресурсам. 1.Формирование фонда в связи с реализацией задач в рамках приоритетного национального проекта «Образование» № Наименование мероприятия Сроки Ответственны исполнения й 1 Изучение новой нормативно-правовой базы, Регулярно обеспечивающей полноценное функционирование библиотеки 2 Разработка механизма формирования фонда литературы по предметам, блокам дисциплин, с учетом дополнительных подготовок и квалификаций в соответствии с государственными требованиями к Педагогбиблиотекарь Ежегодно, до 31 мая Педагогбиблиотекарь 3 4 профессиональной подготовке Ознакомление с вновь издаваемой литературой Ежеквартально (издательства «Просвещение» и ДР-) Разработка и использование системы учета Ежегодно индивидуальных потребностей читателей на услуги библиотеки в соответствии с образовательными программами 5 6 По мере поступления Предоставление массовой и индивидуальной информации о поступлении новых книг Ежегодно Совершенствование системы справочноинформационного обслуживания для более быстрого и точного поиска информации читателями 7 Проведение выставочной и образовательной работы в Постоянно области повышения уровня информационной культуры читателей Педагогбиблиотекарь Педагогбиблиотекарь Педагогбиблиотекарь Педагог библиотекарь - Педагог библиотекарь - объема ресурсного обеспечения библиотечноинформационных услуг на основе внедрения информационнокоммуникационных технологий и улучшения материально-технического обеспечения № Наименование мероприятия Сроки Ответственны исполнения й 1 .Расширение 1 2022-2027 3 Участвовать в изучении и внедрении в практику работы школьной библиотеки передовых технологий, современных информационных новинок Программное обеспечение. Осуществление работы 2022-2027 компьютерной зоны; АИБС Формирование электронного каталога 2022-2027 4 2022-2027 2 5 6 7 Активизация использования баз данных читателями школы за счет возможностей локальной сети Пополнение и обновление Web-страницы 2022-2027 библиотеки на сайте школы Участие в проведение совместных исследовательских проектов, акций, презентациях, выставках 2022-2027 8 Повышение комфортности и качества обслуживания 2022-2027 читателей за счет модернизации читального зала(ноутбуки, точка доступа Wi-Fi, проектор, экран, брошюратор) Изменение дизайна интерьера библиотеки, 2022-2027 9 проведение капитального ремонта Закупка офисной мебели для библиотеки 2022-2027 Педагог библиотекарь. - Программист Педагог библиотекарь Педагог библиотекарь, Программист Программист - Педагог библиотекарь - Директор Директор Директор - (стеллажи, стулья, столы, выставочные витрины) Повышение квалификации, библиотекой № Наименование мероприятия 3. 1 2 3 4 5 6 совершенствование Сроки исполнения Уточнение функций, обязанностей, прав и 2022 ответственности при управлении библиотекой, отражение их в положениях Развитие отношений с партнерами из внешней 2022-2027 среды Стимулирование роста мастерства и 2022-2027 квалификации зав. библиотекой через прохождение курсов повышения квалификации, стажировок, аттестации 2022-2027 Инициирование проведения на базе библиотеки культурно-массовых мероприятий, направленных на профессиональное развитие кадет и преподавателей (кружки, мероприятия к знаменательным праздникам, недели книги и т.п.) Участие в работе коллективных объединений, 2022-2027 способствующих повышению качества оказания библиотечных услуг (МО, редакционный совет и т.п.) Введение информационного стенда, создание 2022-2027 буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг библиотекой управления Ответственны й Педагогбиблиотекарь Педагогбиблиотекарь Педагогбиблиотекарь Педагогбиблиотекарь Педагогбиблиотекарь Педагогбиблиотекарь Сроки и этапы реализации перспективного плана 2022- 2027 годы: На первом этапе предусмотрены (2022-2023годы) работы, связанные с разработкой системы по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований и экспериментов. На втором этапе (2024-2025годы) приоритет отдается осуществлению методического, информационного обеспечения плана. На третьем этапе (2026-2027 годы) реализуются мероприятия, направленные на внедрение и обобщение результатов работы. Механизм реализации перспективного плана: В соответствии с государственными требованиями к качеству образования, требованиями ФГОС ООО, Уставом ГБОУ «КШИ№3», Положением о библиотеке ГБОУ «КШИ№3» и данным планом предусматривается ежегодное формирование следующих документов: - рабочая программа педагога - библиотекаря; - годовой аналитический отчёт работы библиотеки. Педагог - библиотекарь разрабатывает план мероприятий с определением конкретных работ, затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия; организует работу коллектива по выполнению намеченных задач, периодически отчитывается о продуктивности и эффективности реализации данного плана (на заседаниях педагогического совета школы, на родительских собраниях), подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий. Результативность выполнения плана, в соответствии с целями и задачами, оценивается один раз в год на педагогическом совете. Оценка эффективности реализации плана модернизации: Эффективность реализации плана оценивается с учетом достижения ожидаемых конечных результатов. Оценка эффективности реализации плана определяется комплексом интегральных показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий и работ по отношению к целям и задачам плана, а также к основным направлениям и срокам его реализации. Ожидаемые результаты: создание условий для удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки; обеспечения взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными подразделениями школы; разработка и внедрение системы формирования фонда в соответствии с лицензионными нормами, государственными требованиями к уровню подготовки; развитие деятельности библиотеки через расширение использования информационнокоммуникационных технологий; создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки; развитие сотрудничества с библиотеками образовательных учреждений муниципального образования; совершенствование управления деятельностью библиотеки на основе овладения менеджментом качества; развитие культурно-просветительской работы со школьниками и преподавателями школы по вопросам информатизации образования, здорового образа жизни, внедрения вариативных технологий в образовательных учреждениях района; освоение способов технологического обеспечения запросов читателей по средствам единой образовательной среды школы; повышение качества библиотечного обслуживания через повышение профессионального мастерства и компетентности работников библиотеки Ориентация на конечный результат - повышение роли библиотеки в формировании у кадет высокой читательской активности; - внедрение в деятельность библиотеки современных форм, методов и средств воспитательной работы; - организация межкультурной коммуникации детей и подростков разных национальностей; - формирование функциональной грамотности, как важнейшей особенности для умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов; аргументации своего мнения. - знакомство с многонациональной мировой культурой.